Сказка а не сайт

Девушка-кофейщик

Было — не было, а в прежние времена жил бедный человек, и были у него девочка и мальчик.
   И вот однажды решил он отправиться вместе с мальчиком в хадж. Но на кого же оставить девочку? Думали они с сыном, гадали и решили поручить ее имаму2 своего квартала.
   Тот соглашается, и отец начинает готовиться в дорогу. Повидавшись со своими друзьями-приятелями и распростившись со всеми, он вместе с сыном отправляется в путь.
   Проходит месяц.
   «Стой-ка, а как живет эта девочка одна-одинешенька? — вспоминает однажды имам, — может, ей что-нибудь надо?»
   Он идет к ее дому, стучится. Девушка подходит к двери, имам спрашивает, не надо ли чего-нибудь, а она из-за двери отвечает:
   — Нет, у меня пока все есть, мне ничего не надо.
   — Когда тебе что-нибудь понадобится, дай мне знать, — наказывает ей имам.
   Разговаривая с девушкой, он в щелку заметил, что она очень хороша собой, и влюбился в нее. В раздумье имам идет домой, приходит и велит позвать старуху, которая живет в том же квартале.
   — Бабушка, делай что хочешь, а только уговори эту девицу
   и приведи ее ко мне в дом, — просит он.
   Хадж — паломничество в Мекку, которое мусульманин обязан совершить хоть раз в жизни для поклонения «священному камню» в храме Каабы и участия в религиозном обряде «Праздник жертв».
   Имам — глава мусульманской религиозной общины, руководящий молитвой в мечети.
    Помилуй, имам-эфенди, да как я могу уговорить чужую
   девушку?
   Имам дает ей пятьсот курушей.
   — Теперь ты, наверное, найдешь способ.
   Как получила старуха пятьсот курушей, сразу стала более покладистой.
   — Ну ладно, для тебя постараюсь. Вывести ее из дому, конечно, трудно, разве только в баню удастся. Ты скажи хозяину
   бани, пусть он туда завтра никого не пускает, а сам пройди,
   сядь и сиди. В баню я девочку приведу, а там уж твое дело!
   Так они и сговариваются.
   Старуха идет прямо в дом девушки, стучит в дверь, но та не открывает. Бабка старается и так и этак и, уговорив ее в конце концов открыть дверь, входит в дом.
   — Ах, доченька, я ведь знала твою мать. Я услыхала, что ты
   осталась одна, вот и пришла развлечь тебя немного.
   Девочка осталась очень довольна старухой. В ту ночь она не отпускает ее, оставляет у себя как гостью. Они укладываются спать, а утром старуха будит ее:
   — Ну-ка, доченька, вставай, приоденься. Сведу-ка я тебя в
   баню, а потом мы пойдем к молле, там сегодня свадьба, и ты
   немного повеселишься.
   Девушка не хочет идти, а старуха уговаривает ее:
   — Не бойся, доченька, неужели я сделаю тебе какое-нибудь
   зло? Ты только прогуляешься, а потом я опять приведу тебя
   домой. Никакого вреда от этого не будет. — И принуждает
   ее согласиться.
   Девочка одевается и вместе со старухой выходит на улицу. Они идут прямо в баню, и старуха вталкивает ее туда.
   — Иди, доченька, иди, мойся. У меня тут есть кое-какие дела,
   я пойду, а потом приду за тобой, — успокаивает она ее, а сама
   уходит совсем.
   А девушке почем знать, что будет? Она входит в баню, смотрит: никого нет. «Что же это такое?» — думает она. А в это время появляется имам и начинает к ней приставать.
   — Помилуй, имам-эфенди, не будь таким нетерпеливым,
   здесь никого нет, я — твоя, ты — мой. Давай только сперва помоем хорошенько друг друга, а там и найдем свое удовольствие, — говорит она. — Раздевайся вперед ты, сперва я тебя помою, а потом ты меня вымоешь.
   Имам соглашается: раздевается и садится перед каменной
   раковиной. Девушка, намылив ему голову, хорошенько взбивает пену и залепляет имаму лицо.
   Потом она набрасывает на себя фередже, выходит из бани, пишет на двери: «Летом вошла, осенью вышла, девушкой вошла, девушкой вышла», — и уходит.
   А имам сидит у раковины, ждет-ждет: никто не идет ни туда, ни сюда. Он обмывает себе лицо и идет искать девушку, но вместо нее ветер свищет. На двери он замечает надпись.
   — Черт возьми, эта девка меня обманула! Ну, я ей покажу —
   она меня до самой смерти не забудет, — грозится он и идет
   домой.
   И вот имам пишет отцу девушки: «Ты поручил мне свою дочь, но она пошла по скверной дорожке, день и ночь дверь ее дома открыта: кто в нее входит и кто выходит — неизвестно», — и отсылает письмо.
   Как только оно дошло до отца девушки, бедняга чуть не умер с горя.
   «О ужас, дочь меня опозорила! С каким лицом приеду я теперь на родину? Чем иметь таких детей, лучше не иметь их вовсе», — думает он, а потом говорит сыну:
   — Ну-ка, сынок, поезжай на родину вместо меня, возьми
   свою сестру, выведи в степь и отруби ей голову, а я приеду сейчас же вслед за тобой.
   Мальчик отправляется по приказанию отца на родину, смотрит: сестра его живет как полагается — ничего плохого нет. Однако не выполнить отцовского приказания сын не может.
   — Пойдем-ка, выйдем навстречу отцу, он сильно отстал, —
   обманывает мальчик сестру.
   Девушка поверила брату, одела фередже, и они вышли в степь.
   Когда они добрались до безлюдного места и юноше нужно бы зарезать девушку, он не решается это сделать и рассказывает сестре о приказании отца.
   — Что мне делать? Я должен выполнить приказание отца,
   а мне тебя жалко. Уходи отсюда куда глаза глядят, — говорит
   он, оставляет девушку в степи, а сам возвращается домой.
   А мы перейдем к девушке. Бедняжка осталась одна-одинешенька в степях аллаха; горько-горко плача, бредет она, спасая свою голову. Идет-идет, подходит к роднику, около которого стоит дерево. Она влезает на него и усаживается там.
   А в тех местах жил молодой бей. Конюх бея каждый день поил коней из этого источника. В тот день он также пришел;
   подвел коней к роднику, а они, увидев в воде отражение девочки, не стали пить воду, стали фыркать. Как ни старался конюх, так и не напоил коней. Тогда он идет к бею и докладывает:
   — Кони не пьют воду, должно заболели.
   Бей сам отправляется к роднику. Посмотрел в воду — а там отражение девушки; поднял голову кверху, глядь! — на дереве сидит девица, прекрасная, как четырнадцатидневная луна.
   Как ни уговаривал ее бей: «Девушка, сойди вниз!» — она боится, не спускается. В конце концов он заставляет ее сойти с дерева и приводит к себе в дом.
   А так как бей был холост, то он решает взять ее себе в жены по закону аллаха.
   После свадебного праздника они стали жить вместе. Проходит один день, проходят три дня... жена бея становится тяжелой. Как только проходит девять месяцев и десять дней, она рождает мальчика, и его передают кормилице.
   Пусть мальчик растет, — такова сказка, — а женщина, снова затяжелев, рождает на этот раз девочку. С этих пор радостям бея нет конца; от любви к детям он чуть не теряет рассудок. И вот мальчику исполняется два года, девочке — один.
   Однажды жена бея вспомнила своего отца и стала плакать. И так плакала, что у нее от слез глаза опухли. А как раз в это время пришел бей. Как увидел, что жена плачет, стал расспрашивать, что у нее за горе.
   — Как мне не плакать? У меня есть отец, есть брат; вот уже
   сколько времени, как я с ними разлучена. Хотя здесь меня считают безродной, я — дитя своих родителей. Очень мне хочется
   повидать их да к тому же показать своих детей: пусть посмот
   рят на них, полюбуются!
   А так как бей сильно любил свою жену, то никогда ей не перечил.
   — Хорошо, — соглашается он, — раз так, я отправлю тебя
   к твоему отцу, а потом через несколько дней приеду и сам, —
   и велит сделать приготовления к отъезду.
   Затем он сажает их в повозку, приставляет к ним двух человек и конюха.
   — Ну, сперва аллах, а потом ты! Заботьтесь о ней хорошень
   ко, — наказывает он конюху.
   И вот они отправляются в путь; едут до вечера, приезжают в степь и останавливаются на ночлег; разводят огонь, едят, отдыхают, потом ложатся спать.
   В полночь конюх поднимается и идет к жене бея.
   — Еще тогда, когда бей заставил тебя сойти с дерева, ты
   мне приглянулась; пусти меня к себе, — я посплю с тобой.
   Напрасно она гонит его:
   — Уйди вон от меня, я тебе не отдамся! Конюх настаивает:
   — Тогда тебе конец — будь я не я! И они начинают спор.
   — Раз ты не хочешь, я зарежу твоего мальчика! — С этими
   словами он убивает ее сына.
   Проходит немного времени, он приходит снова.
   — Или ты мне отдашься, или я зарежу твою девочку.
   Женщина и на этот раз отказывается, тогда конюх убивает
   ее дочку. Проходит еще немного времени, он приходит опять.
   — Или ты мне отдашься, или я тебя убью.
   — Хочешь убить — убивай, а чести своей я не запятнаю, —
   говорит она, и конюх бросается на нее.
   Бедная женщина видит, что от него нет спасения.
   — Помилуй, потерпи немного, я выйду ненадолго по своим делам, а потом приду, и мы ляжем друг другу в объятия: я — твоя, ты — мой.
   — Если ты выйдешь, то назад не придешь.
   — Да куда я пойду в такую ночь? Не веришь — привяжи к моим ногам веревку: если я долго не приду, потянешь веревку и волоком втащишь меня в палатку.
   Конюх привязывает веревку к ноге девушки и выпускает ее. Она выходит из палатки, обматывает веревку вокруг куста, а сама бросается бежать.
   Пусть она себе бежит, а здесь конюх ждет-пождет, от девушки ни слуху ни духу. Он выходит из палатки, глядь! — конец веревки обмотан вокруг куста, и только ветер свищет. Он скорее будит остальных людей.
   — Эй вы, вставайте! Чего спите? Глядите: эта женщина убила своих детей, а сама убежала! — кричит он.
   Слуги вскакивают, ищут девушку и не могут найти. Что делать? Они возвращаются назад и приходят к бею. Бей очень удивился их быстрому возвращению.
   — Ну как, отвезли? — спрашивает он.
   И люди рассказывают ему о том, что случилось. Бей очень огорчился, однако не мог этому поверить.
   — Нет, — сказал он, —тут что-то не так!
   А мы перейдем к беглянке. Она бежит-бежит и встречает пастуха.
   Смилуйся, пастух, давай поменяемся с тобой одеждами:
   ты возьми мои, а я возьму твои.
   Пастух видит, что ее одежды расшиты шелком , и соглашается.
   Переодевшись, она идет-идет, долго идет и приходит в город своего отца. А отец ее был хозяином кофейни. Она идет прямо к нему.
   — Сделай милость, дядюшка кофейщик, возьми меня к себе
   в подмастерья!
   Отец ее смотрит, видит: перед ним пастух.
   — Что ты, милый? Да что понимает пастух в кофейном деле?
   — Я буду тебе мыть чашки для кофе, носить воду, подметать; ты только корми меня, больше мне ничего не нужно, — убеждает его она, и тот дает согласие.
   И вот девушка служит у него, а бей тем временем берет с собой конюха и отправляется в путь-дорогу искать жену.
   Ездит он из деревни в деревню, из города в город, наконец в один из дней приезжает в то место, где находится его жена, и останавливается гостем как раз в кофейне отца. Она сразу узнает бея, но вида не показывает.
   Бей гостит там одну-две ночи.
   Как-то вечером имам-эфенди, отец девушки, ее брат, бей и конюх бея сидели в кофейне, рассказывали друг другу разные истории, а потом обращаются к ней:
   — Эй, пастух, а ты не знаешь чего-нибудь, чтобы нам рассказать?
   — Откуда мне знать? Что может рассказать пастух? Но вот я слыхал от матери своей одну сказку, желаете — расскажу.
   — Очень хорошо, расскажи, почему бы нам не желать?
   — Но только сказка, которую я буду рассказывать, очень длинная, вставать и выходить за дверь нельзя. Если кому надо выйти, пусть выйдет сейчас, потом я не пущу, — предупреждает она.
   Все соглашаются, выходят по очереди и, справив свои дела, собираются около девушки-пастуха. А она, крепко закрыв дверь кофейни на засов, садится и начинает рассказывать:
   — Вот... было — не было, а в прежние времена жила одна
   девочка. Отец ее, отправляясь в хадж, поручил свою дочь имаму квартала. А девушка эта приглянулась имаму; однако как
   ни старался он заполучить ее, она не поддалась на уговоры
   и убежала. Тогда имам послал отцу ее весть, что у дочери его
   дверь открыта и неизвестно, кто в нее входит и кто выходит...
   «Ой, мои проделки выплывут наружу», — думает имам.
    — Ах, ах, у меня сердце болит, я выйду вон! — говорит он, а девушка-пастух отвечает:
   — Нет, выходить нельзя — я с вами условился заранее.
   Раз она так сказала, что делать имаму? — он садится на свое место. Девушка продолжает:
   — И вот... — и рассказывает все как было по порядку. И когда она дошла до того места, где конюх посягнул на ее честь и убил детей, тот встает и хочет выйти.
   — Ой-ой, у меня сердце схватило, я выйду вон.
   Бей, поняв, в чем дело, тут же убивает имама и конюха, а в пастухе признает свою жену.
   Девушка кидается в объятия своему отцу и брату и еще раз рассказывает все подробно, что произошло с ней — от самого начала до самого конца.
   Бей покупает в той стране конак, опять празднует свадьбу сорок дней, сорок ночей и снова соединяется с девушкой. Так они живут в том месте до самой смерти.